Ввод лифта в эксплуатацию

Компания «Лифт Холдинг» предоставляет услуги по эксплуатации лифтового оборудования (пассажирских, грузопассажирских, грузовых, автомобильных, больничных, коттеджных и прочих лифтов и подъёмников). Для уточнения стоимости услуг по эксплуатации лифтов обращайтесь по телефону +7 (499) 455-97-56 или по электронной почте info@liftholding.ru.

За содержание и ремонт лифтов в доме отвечает управляющая компания (далее УК). При ремонте/модернизации или замене лифта УК обязана организовать ввод оборудования в эксплуатацию согласно требованиям нормативно-правового акта. Следующие документы определяют правила и требования к содержанию лифтов в многоквартирных домах:

  • Минимальный перечень услуг и работ, необходимый для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (ПП РФ № 290);
  • Правило № 170;
  • ПП РФ № 491;
  • ТРТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утверждённого решением ТС от 18.10.2011 № 824 (ТР ТС);
  • Постановление Правительства РФ от 24.06.2017 № 743.

Согласно ч. 1.1 ст. 36 ЖК РФ, лифт входит в состав общего имущества многоквартирного дома, поэтому за него отвечают собственники или, если заключен договор управления, УК (ч. 1 ст. 39 ЖК РФ). Расходы на содержание лифта входят в ежемесячную плату за коммунальные услуги (ч. 1.2 ст. 154 ЖК РФ). При этом расположение (этаж) и статус помещения (жилое/нежилое) не важны: оплату вносят все, в том числе собственники квартир на первом этаже.

В Приложениях 1 и 3 ТР ТС 011/2011 есть требования к безопасности лифтов и схемы подтверждения соответствия оборудования этим требованиям. Согласно ч. 5 ст. 4 ТР ТС 011/2011, если в паспорте оборудования нет информации о сроке службы, то он равен 25 годам со дня ввода в эксплуатацию.

После 25 лет использования лифт без освидетельствования использовать нельзя (ч. 3.4 ст. 4 ТР ТС 011/2011). Результаты освидетельствования покажут нужна модернизация или замена лифта. После ремонта/замены лифтовое оборудование должно быть введено в эксплуатацию.

УК должна организовать проверку лифта и получить соответствующие документы от Ростехнадзора. Чтобы начать использовать лифт после ремонта/модернизации или замены, нужно выполнить следующие действия:

Процедура ввода в эксплуатацию нового или отремонтированного лифта включает в себя следующие этапы:

  • 1. Монтажная компания регистрирует декларацию соответствия на новый лифт
  • 2. УК направляет в Ростехнадзор уведомление о готовности оборудования к вводу в эксплуатацию
  • 3. Представитель Ростехнадзора проводит осмотр и составляет акт, на основании которого принимается решение о вводе лифта в эксплуатацию
  • 4. Надзорное ведомство составляет акт ввода оборудования в эксплуатацию и вносит данные о нём в реестр
  • 5. УК получает экземпляры актов и письмо с клиентским номером в реестре. Документы включаются в состав технической документации на дом

А теперь расскажем подробнее об этих этапах:

1. Оценить соответствие смонтированного (модернизированного) лифта требованиям ТР ТС 011/2011 в форме декларирования (п. 6 ПП РФ № 743).

Декларацию надо оформить в соответствии со ст. 24 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ и зарегистрировать в электронной форме в едином реестре в течение трёх дней со дня её принятия.

Для регистрации декларации о соответствии подрядчик/монтажная компания, с которыми УК заключила договор на замену/ремонт лифта, направляет в орган по сертификации заявление и документы с доказательствами, на основании которых производится декларирование. Процедура проводится на основании:

собственных доказательств – протокола проверки функционирования оборудования после окончания монтажа, паспорта, монтажного чертежа смонтированного лифта и проектной документации на его установку;

доказательств, полученных испытательной лабораторией, – акта и протокола полного технического освидетельствования, проведённого в соответствии с ГОСТ Р 53782-2010.

Подробная схема декларирования приведена в приложении 3 ТР ТС 011/2011. 

После регистрации декларации в реестре можно приступать непосредственно к допуску оборудования к использованию.

2. Ввод лифта в эксплуатацию после монтажа проводится с участием представителей УК, монтажной организации и представителя Ростехнадзора в соответствии с п.п. 6–8 ПП РФ № 74З.

УК направляет в Ростехнадзор уведомление о новом лифте и прилагает копии договоров о выполнении работ по монтажу. Представитель Ростехнадзора в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления должен провести контрольный осмотр лифта и составить акт. Форма акта приведена в приложении 2 приказа Ростехнадзора от 14.08.2017 № 309. В нём указывается наличие всех необходимых документов на лифт, наличие декларации соответствия, есть ли какие-то нарушения, возможность введения лифта в эксплуатацию. В течение 5 рабочих дней со дня осмотра Ростехнадзор принимает решение о вводе лифта в эксплуатацию, что оформляется актом ввода в эксплуатацию

Акты составляются в двух экземплярах: один остаётся в Ростехнадзоре, второй передаётся представителю УК.

3. На основании акта ввода в эксплуатацию лифт ставится на учёт в государственном реестре Ростехнадзора, о чём в УК должно поступить письмо с указанием клиентского номера. Уведомление направляется в течение пяти рабочих дней с момента внесения данных в реестр (п.п. 10, 11 ПП РФ № 743).

4. Сведения о вводе лифта в эксплуатацию и постановке на учёт вносятся в техническую документацию дома (п. 14 ПП РФ № 743). Документы на лифты включаются в неё согласно п. 1.5.1 Правил № 170.

Если при контрольном осмотре лифта представитель Ростехнадзора выявит несоответствия, то они будут зафиксированы в акте осмотра. Управляющая компания должна их устранить и повторить всю процедуру (п.п. 4.11, 4.12 ГОСТ Р 55969-2014). Без этого лифт нельзя использовать, пока он не будет официально введён в эксплуатацию.


Получите бесплатную консультацию!
Нажимая кнопку "Отправить", я даю согласие на обработку моих персональных данных на условиях и для целей, определенных в
Согласии на обработку персональных данных